Оглавление
Автомобильные аккумуляторные батареи теряют часть воды, как в процессе эксплуатации, так и во время зарядки. При этом происходит снижение уровня электролита над пластинами и повышения концентрации кислоты. Это, в свою очередь, оказывает негативное влияние на состояние АКБ, ее ресурс, мощность и производительность.
Что представляет собой электролит и для чего он используется в АКБ?
Под понятием электролитов подразумеваются растворы с высоким содержанием концентрированных ионов, которые обеспечивают прохождение тока. Для аккумуляторов автотранспортных средств применяются специальные жидкости, состоящие из дистиллированной H2O и серной кислоты.
В процессе эксплуатации машины по различным причинам уровень электролита внутри аккумулятора может уменьшаться. В таких ситуациях требуется его нормализация, путем добавления специального раствора или дистиллированной H2O.
Как понять, что необходимо использовать?
Для того, чтобы не причинить вред аккумулятору автомобиля, нужно разобраться с причинами падения уровня электролита и запомнить, в каких случаях нужна доливка дистиллята, а когда требуется именно раствор.
- Деформация корпуса устройства с последующим вытеканием электролита.
- Выплескивание или вытекание электролитического раствора во время сильного наклона аккумуляторной батареи.
Других причин, которыми могло бы быть обусловлено добавление электролита, не существует. При кипении практически вся серная кислота, содержащаяся в нем, остается на своем месте – внутри аккумулятора. Наружу во время этого процесса выходят только кислород и водород.
Следовательно, при испарении или выкипании жидкости, в ячейки батареи следует добавлять только дистиллированную H2O. Серная кислота, содержащаяся в электролите, не подвергается этому процессу, а значит – нет никакой необходимости в повышении уровня электролитической жидкости.
Чем опасно добавление электролита вместо дистиллированной H2O в аккумулятор
Бесконтрольная доливка раствора в аккумулятор, а также использование его в качестве замены дистиллированной H2O является одной из причин быстрого и преждевременного выхода АКБ из строя. Аккумулятор теряет свою емкость, становится гораздо менее мощным и производительным.
При доливании электролита вместо дистиллята внутри устройства начинают происходить неблагоприятные процессы. После зарядки до 100-процентного уровня, плотность аккумулятора будет превышать 1,30 – это означает увеличение содержания серной кислоты до запредельного показателя.
Это опасно тем, что в данном состоянии активизируется и ускоряется процесс сульфации пластин, вследствие чего аккумулятор изнашивается и деформируется.
КСТАТИ: АБК с высокой плотностью (концентрацией серной кислоты) допустимы к применению в некоторых регионах крайнего севера, для которых характерны сложные погодные условия и критически низкие температуры воздуха.
Благодаря этой особенности батарея для машины надежно защищена от промерзания и обледенения. Однако, есть и недостаток – срок служба такого аккумулятора, в среднем, составляет всего один год.
Как правильно проверить уровень жидкости внутри аккумулятора?
Перед тем, как приступить к доливке дистиллированной H2O или специального раствора, необходимо выполнить проверку уровня жидкости, содержащейся в аккумуляторе. Для этого потребуется специальный прибор под названием ареометр, который способен не только максимально точно определить уровень плотности, но и поможет оценить ее общее состояние.
Проверка осуществляется в несколько шагов. Для этого необходимо:
- При помощи крупной крестовой отвертки открутить одну крышку устройства.
- Через открытое отверстие погрузить рабочую часть ареометра в аккумуляторную жидкость.
- Оставить прибор в таком положении на несколько секунд.
- Посмотреть на специальную шкалу ареометра – на ней будет отображаться вся актуальная информация о балансе кислоты и воды внутри аккумулятора, его плотности и общем рабочем состоянии.
Что делать, если уровень электролита в аккумуляторе превышает норму?
Для этого понадобится обычный медицинский шприц с большой колбой. Это позволит выполнить работа максимально точно и аккуратно. Также понадобится емкость для сливания лишнего раствора – для этого можно взять обычную стеклянную банку или пластиковую миску.
Предстоит выполнить несколько несложных действий в определенной последовательности:
- Снять иглу со шприца.
- Рабочую часть шприца аккуратно погрузить в ту емкость батареи, где содержится электролит.
- Необходимое количество жидкости втянуть внутрь колбы шприца, после чего извлечь его.
- Слить электролит в заранее подготовленную для этого емкость.
- Еще раз проверить уровень электролита при помощи ареометра. Если он еще не оптимален – слить еще немного.
Заливание нового электролита в аккумулятор
Для того, чтобы в батарею для машины залить новый состав, также рекомендуется взять шприц. Это позволит доставить весь требуемый объем жидкости через мелкие отверстия корпуса АКБ, не разбрызгивая ее в стороны.
Технология заливки аналогична рассмотренному методу сливания излишков электролита. Потребуется:
- Налить электролит в заранее подготовленную емкость.
- Погрузить рабочую часть шприца в жидкость и набрать нужное количество.
- Впрыснуть в ячейки через предварительно открытые отверстия.
В каких случаях доливание электролита не спасет аккумулятор?
Важно обратить внимание на следующие факторы:
- Солидный возраст АКБ – свыше 5-7 лет беспрерывной эксплуатации.
- Изменение цвета и консистенции электролита – он стал темным и вязким вследствие разрушения свинцовых пластин.
- Появление пара из-под крышек устройства.
- Изменение формы корпуса аккумулятора – это может происходить в результате поломки его внутренней части.
- Появление трещин на поверхности корпуса, а также его покрытие кислотными капельками.
Технология доливки дистиллированной H2O в АКБ
Если проверка аккумулятора подтвердила, что доливать нужно именно дистиллированную воду, необходимо выполнить такие действия:
Интересное видео по теме:
Вопросы и ответы
В большинстве случаев, норма составляет 65% воды и 35% серной кислоты. Проверить данный показатель можно с помощью ареометра.
После заливки прошедшей дистилляцию H2O и электролита плотность должна составлять 1,25 - 1,30 г/см 3. Для того, чтобы достичь такого показателя, также нужно воспользоваться ареометром.
Можно использовать простой и проверенный метод: пластиковую бутылку заполнить водопроводной H2O и убрать ее на пару часов в холодильник. После этого слить незамороженную H2O, а лед растопить и залить в аккумулятор.
Об этом свидетельствует мутный и потемневший окрас электролита, а также физические и механические корпуса батареи.
Делать это не рекомендуется, поскольку любое повреждение корпуса батареи приводит к аннулированию гарантии производителя. Следует обратиться в сервисный центр.
Вывод
Для надлежащей работы автомобильного аккумулятора необходима как очищенная дистилляцией H2O, так и электролит. Оптимальное соотношение жидкостей – 65% воды на 35% серной кислоты – проверяют его ареометром. Доливку нужно выполнять аккуратно, используя шприц или медицинскую спринцовку.