Автомобильные аккумуляторные батареи теряют часть воды, как в процессе эксплуатации, так и во время зарядки. При этом происходит снижение уровня электролита над пластинами и повышения концентрации кислоты. Это, в свою очередь, оказывает негативное влияние на состояние АКБ, ее ресурс, мощность и производительность.

Что представляет собой электролит и для чего он используется в АКБ?

Под понятием электролитов подразумеваются растворы с высоким содержанием концентрированных ионов, которые обеспечивают прохождение тока. Для аккумуляторов автотранспортных средств применяются специальные жидкости, состоящие из дистиллированной H2O и серной кислоты.

В процессе эксплуатации машины по различным причинам уровень электролита внутри аккумулятора может уменьшаться. В таких ситуациях требуется его нормализация, путем добавления специального раствора или дистиллированной H2O.

ДЛЯ СПРАВКИ: Некоторые автомобилисты, не имеющие достаточного опыта, совершают серьезную ошибку – в результате снижения общего уровня жидкости в аккумуляторе, независимо от причин, доливают электролитический раствор, хотя это допускается только в крайних случаях.

Как понять, что необходимо использовать?

Для того, чтобы не причинить вред аккумулятору автомобиля, нужно разобраться с причинами падения уровня электролита и запомнить, в каких случаях нужна доливка дистиллята, а когда требуется именно раствор.

Итак, доливание специального раствора в аккумулятор необходимо, если его низкий уровень обусловлен такими факторами, как:

  • Деформация корпуса устройства с последующим вытеканием электролита.
  • Выплескивание или вытекание электролитического раствора во время сильного наклона аккумуляторной батареи.

Других причин, которыми могло бы быть обусловлено добавление электролита, не существует. При кипении практически вся серная кислота, содержащаяся в нем, остается на своем месте – внутри аккумулятора. Наружу во время этого процесса выходят только кислород и водород.

Следовательно, при испарении или выкипании жидкости, в ячейки батареи следует добавлять только дистиллированную H2O. Серная кислота, содержащаяся в электролите, не подвергается этому процессу, а значит – нет никакой необходимости в повышении уровня электролитической жидкости.

Чем опасно добавление электролита вместо дистиллированной H2O в аккумулятор

Бесконтрольная доливка раствора в аккумулятор, а также использование его в качестве замены дистиллированной H2O является одной из причин быстрого и преждевременного выхода АКБ из строя. Аккумулятор теряет свою емкость, становится гораздо менее мощным и производительным.

При доливании электролита вместо дистиллята внутри устройства начинают происходить неблагоприятные процессы. После зарядки до 100-процентного уровня, плотность аккумулятора будет превышать 1,30 – это означает увеличение содержания серной кислоты до запредельного показателя.

Это опасно тем, что в данном состоянии активизируется и ускоряется процесс сульфации пластин, вследствие чего аккумулятор изнашивается и деформируется.

КСТАТИ: АБК с высокой плотностью (концентрацией серной кислоты) допустимы к применению в некоторых регионах крайнего севера, для которых характерны сложные погодные условия и критически низкие температуры воздуха.

Благодаря этой особенности батарея для машины надежно защищена от промерзания и обледенения. Однако, есть и недостаток – срок служба такого аккумулятора, в среднем, составляет всего один год.

Как правильно проверить уровень жидкости внутри аккумулятора?

Перед тем, как приступить к доливке дистиллированной H2O или специального раствора, необходимо выполнить проверку уровня жидкости, содержащейся в аккумуляторе. Для этого потребуется специальный прибор под названием ареометр, который способен не только максимально точно определить уровень плотности, но и поможет оценить ее общее состояние.

Проверка осуществляется в несколько шагов. Для этого необходимо:

  • При помощи крупной крестовой отвертки открутить одну крышку устройства.
  • Через открытое отверстие погрузить рабочую часть ареометра в аккумуляторную жидкость.

  • Оставить прибор в таком положении на несколько секунд.
  • Посмотреть на специальную шкалу ареометра – на ней будет отображаться вся актуальная информация о балансе кислоты и воды внутри аккумулятора, его плотности и общем рабочем состоянии.

Именно ориентируясь на эту шкалу, и следует делать выбор вещества для доливки в аккумулятор – дистиллята иди электролита.

Что делать, если уровень электролита в аккумуляторе превышает норму?

Если в результате проверки ареометром выяснилось, что содержание электролитической жидкости превышает допустимую норму, необходимо слить весь лишний объем.

Для этого понадобится обычный медицинский шприц с большой колбой. Это позволит выполнить работа максимально точно и аккуратно. Также понадобится емкость для сливания лишнего раствора – для этого можно взять обычную стеклянную банку или пластиковую миску.

Предстоит выполнить несколько несложных действий в определенной последовательности:

  1. Снять иглу со шприца.
  2. Рабочую часть шприца аккуратно погрузить в ту емкость батареи, где содержится электролит.
  3. Необходимое количество жидкости втянуть внутрь колбы шприца, после чего извлечь его.
  4. Слить электролит в заранее подготовленную для этого емкость.
  5. Еще раз проверить уровень электролита при помощи ареометра. Если он еще не оптимален – слить еще немного.

Мнение эксперта
Никита Куприянов
Эксперт в области физики и химии. Имеет большой опыт работы в лабораториях, занимающихся изучением состава воды и способов ее очистки.
В качестве альтернативного варианта иногда для сливания излишков электролитической жидкости из аккумулятора применяется медицинская резиновая груша. В этом случае необходимо соблюдать повышенную осторожность, чтобы не расплескать опасную жидкость и предотвратить ее попадание на открытые участки кожи и слизистые оболочки.

Заливание нового электролита в аккумулятор

Для того, чтобы в батарею для машины залить новый состав, также рекомендуется взять шприц. Это позволит доставить весь требуемый объем жидкости через мелкие отверстия корпуса АКБ, не разбрызгивая ее в стороны.

Технология заливки аналогична рассмотренному методу сливания излишков электролита. Потребуется:

  1. Налить электролит в заранее подготовленную емкость.
  2. Погрузить рабочую часть шприца в жидкость и набрать нужное количество.
  3. Впрыснуть в ячейки через предварительно открытые отверстия.

В каких случаях доливание электролита не спасет аккумулятор?

Существует ряд признаков, которые свидетельствуют о том, что срок службы автомобильной аккумуляторной батареи завершился и доливание электролитического состава становится бессмысленной процедурой.

Важно обратить внимание на следующие факторы:

  • Солидный возраст АКБ – свыше 5-7 лет беспрерывной эксплуатации.
  • Изменение цвета и консистенции электролита – он стал темным и вязким вследствие разрушения свинцовых пластин.
  • Появление пара из-под крышек устройства.

  • Изменение формы корпуса аккумулятора – это может происходить в результате поломки его внутренней части.
  • Появление трещин на поверхности корпуса, а также его покрытие кислотными капельками.

ВНИМАНИЕ: При появлении любого из перечисленных признаков необходимо утилизировать АКБ, так как дальнейшая его эксплуатация представляет опасность не только для работы авто, но и для здоровья и жизни водителя.

Технология доливки дистиллированной H2O в АКБ

Если проверка аккумулятора подтвердила, что доливать нужно именно дистиллированную воду, необходимо выполнить такие действия:

Устранить все загрязнения и пыль вокруг пробок и со всей верхней части аккумуляторной батареи.
Область вокруг отверстий аккуратно протереть кусочком мягкой ткани, смоченном в растворе соды. Это нейтрализует остатки серной кислоты, которая имеет свойство выплескиваться во время зарядки АКБ.
Осторожно открутить крышки отверстий, предварительно защитив руки от воздействия электролита.
Набрать дистиллированную воду в подходящую емкость.
Погрузить в нее шприц или медицинскую грушу для спринцевания, чтобы набрать необходимое количество жидкости. Впрыснуть воду в ячейки АКБ и плотно закрутить пробки.
Спустя два-три часа с помощью ареометра проверить электролитическую плотность. Если она в норме – поставить батарею на зарядку, а если повышена – долить еще немного дистиллята.

Мнение эксперта
Никита Куприянов
Эксперт в области физики и химии. Имеет большой опыт работы в лабораториях, занимающихся изучением состава воды и способов ее очистки.
ВАЖНО: Доливать дистиллированную H2O необходимо на ровной горизонтальной поверхности. Любое отклонение приводит к нарушению надлежащего уровня жидкости в аккумуляторе.

Интересное видео по теме:

Вопросы и ответы

Каким должно быть соотношение очищенной H2O и электролита внутри автомобильного аккумулятора?

В большинстве случаев, норма составляет 65% воды и 35% серной кислоты. Проверить данный показатель можно с помощью ареометра.

Какая плотность аккумуляторной жидкости считается оптимальной?

После заливки прошедшей дистилляцию H2O и электролита плотность должна составлять 1,25 - 1,30 г/см 3. Для того, чтобы достичь такого показателя, также нужно воспользоваться ареометром.

Что можно срочно залить в АКБ вместо очищенной H2O, если ее не оказалось под рукой?

Можно использовать простой и проверенный метод: пластиковую бутылку заполнить водопроводной H2O и убрать ее на пару часов в холодильник. После этого слить незамороженную H2O, а лед растопить и залить в аккумулятор.

Какие основные признаки того, что АКБ критически повреждена и что в нее не стоит больше заливать жидкость?

Об этом свидетельствует мутный и потемневший окрас электролита, а также физические и механические корпуса батареи.

Можно ли самостоятельно доливать жидкость в необслуживаемый АКБ?

Делать это не рекомендуется, поскольку любое повреждение корпуса батареи приводит к аннулированию гарантии производителя. Следует обратиться в сервисный центр.

Вывод

Для надлежащей работы автомобильного аккумулятора необходима как очищенная дистилляцией H2O, так и электролит. Оптимальное соотношение жидкостей – 65% воды на 35% серной кислоты – проверяют его ареометром. Доливку нужно выполнять аккуратно, используя шприц или медицинскую спринцовку.

Для заполнения жидкостью необслуживаемых АКБ, корпусы которых плотно запаяны, нужно обращаться в сервисный центр, так как самостоятельное вмешательство и повреждение корпуса устройства расценивается как не гарантийный случай.