Оглавление
- Какую роль играет дистиллированная вода в составе аккумуляторной жидкости?
- Что происходит с аккумуляторной батареей при доливе кипяченной или неочищенной водопроводной воды?
- Почему нужно доливать дистиллированную воду, а не электролит?
- Когда требуется долив дистиллированной воды?
- Правила и технология доливания дистиллированной воды
- Проверка плотности электролита
- Выводы
- Вопросы и ответы
Без дистиллята или с недостаточным его уровнем АКБ не сможет надлежащим образом выполнять свои функции, а также будет подвержена быстрому износу и появлению неисправностей. В данной статье рассмотрим, когда и при каких обстоятельствах, в каком объеме и как часто надо заливать очищенную воду в аккумулятор.
Какую роль играет дистиллированная вода в составе аккумуляторной жидкости?
- 65% дистиллята;
- 35% серной кислоты.
В случае доливки в источник питания исключительно одной кислоты, ее концентрация станет настолько высокой, что начнет постепенно расплавлять все свинцовые пластины, содержащиеся внутри аккумулятора.
Спасти такую ситуацию и нормализовать показатели компонентов водителям будет достаточно просто. При доливке воды, а именно, дистиллята уменьшается концентрация кислоты и она начинает оказывать не разрушительное, а созидательное действие – обеспечивает накапливание электрического тока в электролите в процессе зарядки аккумулятора.
Неочищенную, необработанную водопроводную жидкость нельзя вливать в автомобильный аккумулятор, поскольку все содержащиеся примеси будут оседать на металлических деталях. Как следствие, АКБ будет быстрее разряжаться и функционировать с перебоями.
Если все-таки, по различным причинам в аккумулятор была долита обычная вода из-под крана, придется его тщательно очищать, устраняя осевшие минеральные соли с его деталей.
Какой дистиллят можно заливать в АКБ?
Недопустимо заливать в АКБ дистиллят с посторонними примесями или осадком. При его высыхании на поверхностях не должно оставаться никаких следов.
Как определить, какой объем воды нужно влить в аккумулятор?
на одну массовую долу серной кислоты должно приходиться две массовые доли воды.
Содержание кислоты в составе электролита должно быть достаточно высоким, так как она растрачивается по мере разрядки аккумулятора. Вместе с тем, снижается плотность состава, а соли оседают на пластинах аккумулятора. Во время зарядки происходит растрачивание и испарение воды, вследствие чего плотность кислоты становится больше.
Если кислоты меньше требуемого показателя, вероятен риск замерзания электролита при температуре -3-5 градусов по Цельсию. В таких случаях доливка воды недопустима.
В зависимости от климатических условий и температурного режима плотность может немного варьировать. В зимний период на территории средней полосы России, а также в регионах с более суровым климатом рекомендованная плотность составляет 1,29 грамм на кубический сантиметр электролита.
Больше информации о том, сколько дистиллированной воды нужно заливать в АКБ, представлено тут.
Влияние времени года
В морозную погоду дистиллят, добавленный в АКБ, просто замерзнет. Это ускорит замерзание серной кислоты, которая входит в состав электролитного раствора – она заледенеет даже при небольшом “минусе”.
Летом же дела обстоят совершенно иначе – заливать дистиллированную воду в аккумуляторную батарею автомобиля в это время года необходимо. Это связано с тем, что состав быстрее испаряется в жаркую погоду, и концентрация серной кислоты увеличивается. В таких условиях важно постоянно следить за плотностью электролита в батарее.
Что происходит с аккумуляторной батареей при доливе кипяченной или неочищенной водопроводной воды?
Во-первых, это способствует снижению емкости автоаккумулятора, а во-вторых, вероятно образование искр, приводящих к короткому замыканию.
Почему нужно доливать дистиллированную воду, а не электролит?
Это связано с тем, что блок аккумулятора систематически нагревается, а во время зарядного процесса состав, содержащийся внутри АКБ может закипеть, что приводит к испарению воды. Состояние серной кислоты при этом сохраняется неизменным, так как она способна закипать только при температуре не ниже +320 градусов. Следовательно, при стабильном объеме кислоты, объем воды в аккумуляторных отсеках постоянно меняется.
В процессе испарения нормальная плотность электролита возрастает до 1,4 – 1,8 грамм на кубический сантиметр, поэтому доливать в аккумулятор необходимо только дистиллят.
Когда требуется долив дистиллированной воды?
Допустимой нормой воды является один-полтора сантиметра над свинцовой пластиной.
Правила и технология доливания дистиллированной воды
Заливать дистиллят необходимо, строго соблюдая последовательные этапы:
- Аккуратно отсоединить автомобильный аккумулятор от бортовой сети.
- Извлечь АКБ из авто наружу, перенести в помещение с температурой воздуха в пределах +18-20 градусов по Цельсию и поставить на ровную и не скользкую горизонтальную поверхность.
- Очистить аккумуляторную крышку от пыли и загрязнений, участок вокруг горловины протереть ватным или марлевым тампоном, смоченным в содовом растворе (в пропорциях 1 литр питьевой воды на 1 столовую ложку соды).
- Аккуратно открыть пробки технологических отверстий и проверить уровень жидкости в каждой из банок.
- Используя пластмассовый одноразовый шприц со снятой иглой, в каждый отсек аккумулятора добавить по 5 миллилитров жидкости, постепенно доводя до максимально допустимого параметра. Этот метод позволит избежать нежелательного перелива.
- После добавления дистиллята до нужной отметки, оставить батарею на восемь часов, по истечению которых протестировать плотность электролита специальным инструментом.
Проверка плотности электролита
С одной ее стороны располагается наконечник, с другой – груша, а внутри находится ареометр.
Наконечник данного устройства нужно погрузить в емкость с раствором электролита, а затем с помощью груши втянуть некоторое его количество. Его плотность будет автоматически определена ареометром. Такую проверку рекомендуется выполнять в заряженном и разряженном состоянии аккумуляторной батареи.
Выводы
Требуемый объем легко определить с помощью ареометра.
Использовать в качестве альтернативы дистилляту другие жидкости, например, водопроводную воду, нельзя, так как, она может вызвать искрение и замыкание в АКБ, а содержащиеся в ней примеси постепенно разрушают свинцовые части.
Интересное видео по теме:
Вопросы и ответы
Значительный выбор дистиллята предлагают специализированные автомагазины, техсервисы и хозяйственные торговые точки. Также можно купить очищенную от примесей воду в аптеке, где ее обычно готовят для медицинских нужд – однако стоит иметь в виду, что срок годности такой воды не превышает трех суток.
Возможность добавления дистиллята предусмотрена только для обслуживаемых аккумуляторов, имеющих на корпусе специальные технологические отверстия. Не доливается вода в кальциевые батареи, так как в этих агрегатах этого типа ее расход минимален. Отсутствие технологических отверстий большинство производителей аккумуляторов объясняют защитой от применения жидкости низкого качества.
Этим устройствам не грозит перегрев, а испарение жидкости происходит естественным образом, ежегодно по несколько миллиграммов. Поэтому нет необходимости в добавлении воды в процессе их эксплуатации.
Делать это ни в коем случае нельзя, так как это приведет к закипанию и испарению дистиллированной воды. Для того, чтобы дистиллят и кислота образовали единую однородную смесь, необходимо выдержать батарею в спокойном состоянии не менее пяти часов.
Такая проверка необходима свинцово-кислотным аккумуляторам, возраст которых превышает три года, быстро теряющим свою емкость. Проводить ее рекомендуется через каждые 20 000 км пробега.