Оглавление
Полотно может состоять из:
- асфальта,
- бетона,
- простого грунта.
Отчего грунтовые дороги становятся скользкими?
- Насыщается влагой.
- Теряет однородность поверхности.
- Становится подвижным из-за пониженного коэффициента трения.
Дождь:
- смачивает верхние слои грунта;
- образует жидкую грязь, которая прилипает к обуви, колесам транспортных средств;
- приводит к деформации полотна под весом пешехода или транспортного средства.
Влияние материала покрытия на скольжение
- отталкивают влагу,
- быстро сохнут,
- восстанавливают силу сцепления.
И, если для пешеходов перечисленные выше твердые покрытия считаются безопасными в плане устойчивости, то для автомобилей не все однозначно, потому как причиной скольжения может стать аквапланирование.
Факторы, увеличивающие скольжение на грунте
- Капли влаги и пыли скапливаясь на проезжей части после мелкого дождика, образуют невидимую смазку.
- Куски глины, грязь, занесенная колесами транспорта с грунтовки, смазывают поверхность асфальта, как мылом.
- Ледяной дождь, капли которого кристаллизуются на поверхности, затем превращаются в каток.
Меры безопасности при езде в дождь по грунтовым дорогам
Главное – подойти к езде ответственно и соблюдать основные предосторожности.
Эти правила можно разбить на две категории:
- езда по грунтовым дорогам,
- езда в дождь.
Во время дождя на грунтовой дороге надо учитывать оба набора правил.
Безопасная езда по грунтовым дорогам
- Следите за состоянием шин. Первым делом, собираясь загород и планируя поездку по просёлочным дорогам, следует обратить внимание на состояние шин автомобиля. Основной совет, который дают эксперты по бездорожью — это снижение давления в шинах
- Не торопитесь. Грунтовые дороги непредсказуемы. Даже на знакомой вам местности со временем может появиться яма, колея или поваленное дерево. Особую внимательность стоит проявлять на дорогах, которые проходят через лесные массивы. Там часто встречаются дикие животные, переходящие дорожное полотно. А во время дождя из-за эффекта аквапланирования автомобиль может полностью потерять управляемость.
- Поворачивайте плавно. На скользкой грунтовой дороге к поворотам следует готовиться заранее. Первым делом необходимо снизить скорость и оставить небольшой запас для возможного скольжения. Руль нужно поворачивать плавно и не спеша.
- Высадите пассажиров, если видите, что можно застрять. При плохом качестве дороги и загруженности автомобиля, лучше заранее высадить пассажиров и отдать им часть багажа. Так значительно снижается вероятность «засесть» в грязи. После проезда опасного участка можно приглашать пассажиров обратно в салон.
- Избегайте колеи. Колея образуется вследствие давления автомобиля на грунт. Чем больше автомобилей проезжает по одной траектории, тем глубже становится колея, и тем выше риск задеть днищем дорогу или даже «сесть на брюхо».
- Объезжайте лужи. Самая распространённая проблема грунтовых дорог — лужи. Тёмная вода в углублении может скрывать камни, металлические штыри и другие препятствия. Также из-за уровня воды существует вероятность недооценить размер самой лужи. Даже незначительные лужи и ямы необходимо объезжать. Если такой возможности нет, до начала движения измерьте величину препятствия палкой и оцените, сможете ли вы её преодолеть.
- Особое внимание на подъёмах и спусках. Подъём по грунтовой дороге следует осуществлять на одной скорости и по одной траектории движения. Функцию ESP необходимо выключить до начала подъёма, т.к. она способствует снижению скорости. При наличии механической коробки передач, переключаться следует как можно быстрее, не теряя тягу. При спуске правила противоположные. Двигаться необходимо на низкой передаче, торможение происходит за счёт двигателя. Категорически запрещено выключать сцепление и заглушать двигатель на скользком спуске.
Безопасная езда в условиях дождя
К счастью, есть несколько правил, соблюдение которых значительно уменьшает риск ДТП:
- Включите свет. Видимость в дождь сильно снижается. Включив фары, вы не станете лучше видеть, но зато сделаете заметнее свой автомобиль, особенно если он черного или серого цвета. И лучше не ограничиваться дневными ходовыми огнями, а включить ближний свет фар – чтобы работали и задние габаритные огни.
- Соблюдайте двойную дистанцию. Во время дождя из-за уменьшения сцепления тормозной путь удваивается. Если не соблюдать увеличенное расстояние до следующей машины, то можно не успеть отреагировать на поворот, замедление, остановку или иную ситуацию. Также, если слишком прижиматься к другим машинам, обзор могут перекрыть брызги и водяная пыль.
- Не берегите дворники. Включайте их, как только начался дождь, а при разъезде на узкой дороге, опережении или тем более обгоне грузовика заранее переводите в быстрый режим, чтобы водяное облако, поднимающееся от встречной или попутной машины, не смогло вас ослепить.
- Не бойтесь аквапланирования. Попав в это состояние, автомобиль скользит по воде, как шайба по льду или мыло по мокрому кафелю. Пытаться менять траекторию или тормозить в этот момент бессмысленно и опасно – сцепление шин с дорожным покрытием может резко восстановиться, и вы улетите с дороги. Почувствовав, что машина словно «отрывается» от полотна, надо не суетиться и подождать, пока не восстановится сцепление. Аквапланирование обычно длится мгновения. А чтобы оно не повторялось, лучше немного сбросить скорость.
- Не суетитесь. Суетиться за рулем, часто меняя скорость движения, ряд, дистанцию, точно не следует, а в дождь – тем более. В дождь автомобиль выполняет ваши команды с запаздыванием, что при излишней суете может отправить его в занос, даже если есть современная электроника, помогающая управлять. А с заносом справится далеко не каждый водитель, даже бывалый.
- Не ныряйте и не гоните волну. Нельзя заезжать в лужу, не зная ее глубины. В городе есть риск попасть колесом в открытый ливневый колодец, за городом – встретить в глубине все что угодно, вплоть до бетонного блока. Остановитесь перед лужей и посмотрите, как ее проезжают грузовики. всегда используйте возможность пустить одну пару колес посуху — шансы безопасно проехать лужу при этом возрастают вдвое.
- Не съезжайте на обочину. Если дело происходит на загородной дороге, по возможности не съезжайте для остановок на грунтовые обочины. Выбирайте либо обочины с твердым покрытием, либо асфальтированные площадки. А лучше всего – АЗС (в том числе по санитарным соображениям).
Заключение
- лужи или вода, смешанная с дорожной пылью,
- жидкий грунт в форме грязи.
Надо учитывать эти факторы при вождении во время дождя за городом, и принимать соответствующие меры предосторожности, чтобы избежать ДТП.
Частые вопросы
В народе заметили, что дождь стоит ждать, если с утра нет росы, если солнце на закате белесое или если в воздухе пахнет озоном. Есть и множество других примет.
Это запах бактерий и растительных масел. Он называется «петрикор».
Нет, особенно перед грозой тумана не бывает. Максимум, он может быстро сформироваться и также быстро рассеяться. Это указывает на скорые обильные осадки и ухудшение погоды.
Да, бывает. Когда выпадает дождь, почва обильно испаряется, а затем происходит конденсация влаги, ведущая к появлению тумана.
Нужны летние плотные шины с водоотводящими каналами, v-образным рисунком протектора и с низким профилем.