Недостаточно опытные автомобилисты, не имея возможности делать такую проверку, рискуют влить в АКБ воду с излишком, ошибочно полагая, что это пойдет на пользу батарее. В действительности, они получают противоположный эффект. Переизбыток дистиллята, как и его нехватка, оказывает негативное воздействие на состояние и срок службы аккумулятора в машине. О том, чем это опасно и каким образом следует нормализовать содержание жидкости в случае перелива – пойдет речь в статье.

Как определить избыточное содержание дистиллята?

Измерение уровня воды в АКБ
Важно определить, что в автомобильную аккумуляторную батарею было добавлено больше очищенной воды, чем требуется.Узнать об этом можно с помощью нескольким методов.

Первый способ – визуальный, он самый простой, но не идеально точный.

Для этого надо выполнить такие действия:

  1. Аккуратно вытереть всю пыль и загрязнения на поверхности АКБ.
  2. Снять минусовую клемму батареи.
  3. На каждой из банок открутить крышки и внимательно осмотреть вид их содержимого.

Аккумуляторная жидкость должна покрывать свинцовые пластины целиком, но не достигая нижней кромки заливного отверстия. Во всех банках аккумулятора уровень состава должен быть одинаковым.

Второй способ позволяет с максимальной точностью определить объем жидкости, а также узнать о ее излишках. Здесь потребуется полая трубка, изготовленная из стекла. Один из концов трубки поместить в банку с водой, до самого ее донышка. Другой конец, оказавшийся наверху – плотно зажать пальцем и вытянуть наружу. Теперь надо внимательно посмотреть на трубку – высота столбика электрохимической жидкости внутри нее должна составлять приблизительно 10-15 миллилитров. Превышение этого показателя свидетельствует о чрезмерном количестве дистиллированной воды.

Измерение уровня воды в АКБ стеклянной трубкой

Мнение эксперта
Никита Куприянов
Эксперт в области физики и химии. Имеет большой опыт работы в лабораториях, занимающихся изучением состава воды и способов ее очистки.
Очень важно всегда обращать внимание на состояние автоаккумулятора, в частности, за его температурой – она значительно повышается при выплескивании аккумуляторного раствора наружу через вентиляционные отверстия крышек из-за чрезмерного количества.

Чем опасен перелив дистиллированной воды? Что происходит с АКБ при его избытке?

Добавление дистиллята в АКБ
Степень вреда для автомобильного аккумулятора в результате чрезмерного уровня дистиллята зависит от времени года.Летом ничего критического с батареей не произойдет, а зимой стоит ожидать негативных последствий.

При теплых погодных условиях АКБ, содержащая избыток очищенной воды, не поломается и не выйдет из строя внезапно, но данный фактор ускорит процесс сульфации пластин – а это тоже очень нежелательно.

В холодную зимнюю погоду аккумуляторная батарея в машине подвергается гораздо большему риску.

Во время умеренных морозов начинают осыпаться пластины, а емкость аккумулятора существенно снижается, что приводит к быстрой потере заряда. Попытки запуска мотора часто оказываются безуспешными, так как коленчатый вал прекращает вращаться. Также вероятны риски замыкания банок батареи и другие неполадки из-за которых она больше не сможет долго и надежно служить.

Бутылка с дистиллятом на фоне АКБ

Но наибольшая опасность грозит АКБ с излишком воды при наступлении сильных морозов. В таких условиях она замораживается, вследствие чего корпус автомобильной батареи может треснуть. Во время оттаивания аккумуляторная жидкость, содержащая кислоты, начинает вытекать наружу, повреждая лакокрасочное покрытие машины.

Мнение эксперта
Никита Куприянов
Эксперт в области физики и химии. Имеет большой опыт работы в лабораториях, занимающихся изучением состава воды и способов ее очистки.
Следить за превышением показателя дистиллированной воды и поддерживать ее нормальное количество необходимо всегда, поскольку, в любом случае, независимо от времени года и погодных условий, перелив жидкости провоцирует перегрев автомобильной батареи и закипание электролита. Автоаккумулятор разряжается гораздо быстрее, а срок его службы сокращается в разы.

Уровень дистиллята и плотность электролита в АКБ

Автомеханик добавляет дистиллированную воду в аккумулятор
Между плотностью электрохимической жидкости и объемом содержащейся воды существует прямая взаимосвязь.О недостатке дистиллята свидетельствует повышенная плотность электролита, а о переизбытке – наоборот, пониженная.

Показатели этих компонентов легко измеряются с помощью ареометра.

Важно всегда иметь в виду, что при различных температурах воздуха различается и плотность электролита:

  • при -30 градусах по Цельсию она должна составлять 1,27 до зарядки и 1,29 с момента полной зарядки аккумулятора;
  • от -30 до -15 градусов – 1,26 и 1,28;

  • от -15 до -4 – 1,24 и 1,26;
  • от -4 до +4 – 1,22 и 1,24;
  • от +4 до +6 – 1,20 и 1,22.

Способы уменьшения чрезмерного объема дистиллированной воды

Удаление излишков дистиллята из АКБ шприцем
Обычно для устранения излишков дистиллята в аккумуляторной батарее машины осуществляют сливание или выпаривание жидкости.Это наиболее распространенные способы устранить перелив.

Кроме этого, может потребоваться полная замена электролита. Каждый из способов устранить перелив дистиллята в аккумуляторную батарею автомобиля подробно описан ниже.

Сливание

Неправильный способ сливать воду из АКБ
При нормальной плотности и исправном состоянии АКБ рекомендуется использовать метод сливания лишней жидкости.Для этого может применяться обычная медицинская резиновая груша или шприц.

В этом случае потребуется делать следующее:

  1. Аккуратно отсоединить минусовую клемму аккумуляторной батареи, устранить грязь и пыль.
  2. В случае необходимости осторожно снять аккумулятор и перенести его в более теплое и сухое место.
  3. Подключить зарядное устройство и начать обычный процесс зарядки, используя силу электрического тока, не превышающую 2А.
  4. После достижения стопроцентного заряда аккумулятора оставить его на 12 часов – это необходимо, чтобы он отстоялся.
  5. По истечении этого периода открутить крышки аккумулятора.
  6. Взять ареометр и измерить плотность аккумуляторной жидкости – она должна соответствовать показателю, характерному для климатического пояса региона проживания, при этом допускается незначительный разброс по банкам (не превышающий 0,01 грамм на 1 кубический сантиметр.
  7. Избыточное содержимое выкачивать, погрузив в банку рабочую часть шприца (с предварительно снятой иглой) или резиновой груши.

Выпаривание

Устранение излишков дистиллята методом выпаривания
Второй метод – выпаривание.Он подходит в тех случаях, если:

  • в батарее содержится чрезмерное количество дистиллята;

  • концентрация серной кислоты высока;

  • плотность состава недостаточная.

При помощи выпаривания все излишки воды устраняются, а содержание кислоты сохраняется в пределах нормы.

Для этого потребуются такие последовательные действия:

  1. Подключить зарядное устройство к автомобильному аккумулятору, предварительно очистив его корпус и клеммы от пыли и грязи.
  2. Открутить крышки отверстий для заливки жидкости.
  3. Провести необходимые замеры, а затем установить крышки на свои места, но не закрывать их.
  4. Включить зарядное устройство при напряжении в пределах 14,5 В и силе тока, не превышающей 1,5 – 2А.
  5. Провести полный цикл зарядки аккумулятора, продолжающийся 12 часов, а после его завершения дать аккумулятору спокойно отстояться в течение пяти-семи часов.
  6. Измерить консистенцию аккумуляторной жидкости.

Если после завершения процедуры показатели жидкости автомобильной батареи еще не достигли нормы, необходимо повторять ее до тех пор, пока на шкале измерительного прибора не отобразятся нужные параметры.

При использовании такого метода, а особенно, при его неоднократном повторении возможно чрезмерное выкипание жидкости. В данном случае потребуется добавить дистиллят и кислоту в правильных пропорциях.

При перемешивании следует добавлять кислоту к воде, а не соду к кислоте, так как в противном случае состав может закипеть.

Мнение эксперта
Никита Куприянов
Эксперт в области физики и химии. Имеет большой опыт работы в лабораториях, занимающихся изучением состава воды и способов ее очистки.
После достижения оптимальных показателей аккумуляторной жидкости батарею потребуется полностью зарядить, после чего вновь проверить соотношение компонентов.

В каких случаях восстановление плотности решается заменой электролита?

Аккумулятор и бутылка с электролитом
Следует иметь в виду, что существуют ситуации, при которых плотность жидкости в батарее невозможно восстановить путем отлива дистиллята.Если после выпаривания ничего не изменилось, проблему можно решить только заменой электролита.

Данный метод подходит только для исправных автоаккумуляторов без повреждений, в которых не происходило замыканий и не повышался кислотный уровень. Для выполнения необходима мерная емкость.

Процесс замены электролита требует выполнения таких действий:

  1. Из каждой банки батареи повыкачивать электрохимическую жидкость в максимально возможных пределах.
  2. С помощью мерной емкости проверить его уровень.
  3. Залить идентичное количество специальной корректирующей смеси.
  4. Осторожно перемешать состав, слегка покачивая аккумулятор.
  5. Выполнить подзарядку батареи в течение тридцати минут.
  6. После завершения подзарядки отстаивать аккумулятор не менее четырех часов.
  7. Проверить пропорции дистиллированной воды и серной кислоты.

Если соотношение не соответствует норме – повторять данную процедуру пока параметры не станут оптимальными.

Как выбрать способ избавления от лишнего дистиллята?

Подготовка аккумуляторе к устранению излишков дистиллята
Электролит представляет собой смесь серной кислоты и дистиллированной воды.В случае правильных пропорций концентрация первого компонента соответствует норме.

Если же содержание кислоты в электролите на исправном аккумуляторе выходит за пределы нормальных значений, нужно это исправлять.

Радикальный способ – полная замена электролита. Он достаточно трудоемкий и кропотливый, несмотря на то, что кажется весьма простым на первый взгляд – всего-то нужно:

  • открутить крышки;

  • перевернуть АКБ;

  • залить замену.

Мнение эксперта
Никита Куприянов
Эксперт в области физики и химии. Имеет большой опыт работы в лабораториях, занимающихся изучением состава воды и способов ее очистки.
Но после этих действий необходимо сразу поменять батарею, ведь они сопровождаются выпадением осадка, и нужное соотношение компонентов не удается восстановить традиционными методами. Основной признак такой ситуации – появление на пластинках налета серого цвета. Также на дне банок можно наблюдать обильные отложения. Сама жидкость становится мутной, а аккумулятор быстро разряжается. В остальных случаях можно восстановить уровень и состав жидкости, не прибегая к ее замене.

Заключение

Добавление дистиллированной воды в аккумулятор без перелива
Переливать дистиллят в аккумуляторную батарею авто нельзя.Это неблагоприятно влияет на плотность аккумуляторной жидкости.

Аккумулятор становится менее мощным, быстрее разряжается и может внезапно выйти из строя. Чтобы этого избежать, требуется регулярно поддерживать правильное соотношение аккумуляторной жидкости.

Вопросы и ответы

Какие меры предосторожности нужно соблюдать во время сливания излишней жидкости из АКБ?

В связи с тем, что данная процедура сопровождается риском контакта с кислотой, необходимо позаботиться о защитных перчатках и очках. Процедуру нужно выполнять в специальной рабочей одежде. Наполненный аккумулятор нельзя сильно трясти и переворачивать, чтобы не допустить вытекание кислоты наружу.

В чем заключается принцип выпаривания и в чем его преимущество?

Этот способ позволяет избавиться от избытков воды, не затрагивая необходимый объем кислоты. Связано это с тем, что температура кипения воды составляет 100 градусов, а кислота способа закипеть при достижении 300 градусов. Дистиллят закипает при перезарядке батареи и выходит через вентиляционные отверстия в парообразном состоянии. Содержание кислоты при этой процедуре сохраняется неизменным.

Когда необходимо заменить электролит?

Рекомендуется проводить эту процедуру, если плотность аккумуляторной жидкости достигла критически низкого уровня вследствие чрезмерной сульфации пластин. Данный показатель нужно проверить аэрометром. Если он ниже 1,18 грамм на кубический сантиметр, электролит нужно менять.

Какие последствия перелива дистиллята в зимнее время?

При минусовой температуре дистиллированная вода перемерзает и переходит в состояние льда. Сильные морозы могут вызвать растрескивание корпуса батареи, вследствие чего токсичная жидкость выльется наружу. Такой аккумулятор не пригоден к дальнейшему использованию.

Опасен ли переизбыток дистиллята летом?

К неожиданной поломке батареи авто это не приведет, однако активизирует и ускорит процесс сульфации, негативно влияющий на емкость и мощность АКБ. Поэтому количество дистиллированной воды нужно держать под контролем в любое время года.